Right menu

Обновления на сайте

Информация о наборе в профильные классы на 2024-2025 учебный год

Информация о наборе в профильные классы на 2024-2025 учебный год

Ушёл из жизни Семён Григорьевич Слободник

Он был учеником первого маткласса, выпущенного Николаем Николаевичем Константиновым. В 179-й школе преподавал с 2001 года, с самого начала участвуя в её втором рождении как математической школы.

Начало учебного года

Учебный год в школе начинается с торжественной линейки во дворе школы в пятницу, 1 сентября в 6 часов 179 минут (8 часов 59 минут).

Новый учебный год в школе № 179 начинается 1 сентября

Ждем учеников и гостей к 8:45 на церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации. Торжественная линейка традиционно начнётся в 6 часов 179 минут.

Светлой памяти Светланы Константиновны Ковалёвой

16 июля прошло прощание со Светланой Константиновной Ковалёвой (†10.07.2022),
много лет преподававшей физику в возрожденной школе №179.


Изобретательские классы

С 2003 года существует естественно-научное направление для средней школы (6-9 классы), работающее по пакетно-игровой системе обучения.

Ведущие преподаватели:

  1. Олег Игоревич Гриценко
  2. Екатерина Ивановна Сосновикова

Информация о наборе

Кружок Интеллектуального Развития

Более подробную информацию о классах можно узнать на этом сайте: www.179e.net

"Изобретательские" классы (6-9) школы № 179 МИОО.

Изобретательство в широком смысле этого слова - это не развитие техники, а, скорее, особый способ мышления и восприятия окружающего мира. Этот способ подразумевает постоянное изобретение велосипеда: по любому вопросу лучше построить свою картину мира, чем зеркально воспроизвести чужую, лучше придумать, чем выучить и отбарабанить.

Привыкая и обучаясь изобретать в малом, человек продолжает этим заниматься и в своей дальнейшей деятельности, решая такие задачи, для которых пока неизвестен путь и метод решения. Это и есть характеристика настоящего профессионализма. На это и работаем.

1. Особенности пакетно-игровой системы

Вся наша система обучения держится на трех нестандартных методах.

Первый метод - так называемые Пакеты и Пакетные программы. По сути это сочетание интегративной формы обучения и метода погружения. Чем-то принципиально новым такой подход уже не является, по похожему пути идут многие школы и коллективы. Новизна здесь заключается только в принципах подбора общих тем и своеобразной организации "погружения".

Вторая особенность - широкое использование ролевых игр, а также различных видов игровых форм. Большое количество разнообразных игровых форм создает пространство для практического применения урочных знаний, условия для их дополнительной отработки и мотивации. Кроме того, определенным образом выстроенная игровая программа является хорошей школой жизненных ситуаций. Конечно, это суррогат, но в реальную жизнь детей пока не пускают, а опыта набираться надо. Опять же, различными играми сейчас занимается очень много людей. Однако применительно к стандартной (базисной!) школьной программе разработок практически нет, а у нас именно этому и уделяется основное внимание.

Третье - в ранг отдельной особенности мы возвели административные правила организации учебного процесса. Получилось это благодаря "принципу подвижности" в сочетании с эффективно действующей системой самоуправления.

Пакеты и игры в совокупности образуют новую пакетно-игровую форму обучения, а особенности административной организации помогают создавать нужную для протекания воспитательного процесса среду.

"ПАКЕТ": описание метода.

С точки зрения содержания образования сейчас все более и более развиваются области, в которых нельзя быть однобоким специалистом. В мышлении преобладают комплексные подходы, открытия совершаются на стыке различных областей. В результате на первое место выходит не просто сумма знаний по какому-либо предмету, а набор интеллектуальных приемов и подходов, которому учит данный предмет. И в "наш информационный век" это, прежде всего, приемы и подходы в работе с информацией.

ПАКЕТ это особая форма организации обучения, представляющая собой отрезок времени, во время которого все предметы подчинены одной общей цели.

Чаще всего это обучение какому-либо универсальному приему мышления, который используется в разных дисциплинах. Например, классификация, или принцип равновесия.

Другой вариант - интенсивная отработка универсального жизненно-необходимого навыка. Например, в пакете под названием "Выделение главного" отрабатывается составление конспектов и структурирование информации.

Значительное время уделяется отработке заданного приема или навыка. Для этого во время пакета стандартные предметные уроки чередуются с так называемыми ФОРМАМИ. Форма - особый вид занятий с детьми, во время которых отработка заданных приемов или навыков проводится на нестандартном материале и в нестандартном виде.

Чередование уроков и ФОРМ определяется поставленными задачами

ПАКЕТ - очень интенсивная форма обучения (во всех смыслах), весьма напряженная (во всех смыслах) как для учеников, так и для преподавателей. Поэтому количество ПАКЕТОВ ограничено.

Еще одно определение звучит так:

ПАКЕТ - это погружение в над-предметную область мышления.

Ролевые игры и игровые формы.

Формы - особый вид занятий с детьми, во время которых отработка заданных приемов или навыков проводится на нестандартном материале и в нестандартном виде. Кроме непосредственной отработки навыков, Формы в пакете фиксируют этапы и промежуточный результат.

Формы бывают разные.

1. Игры ролевые и дидактические.
2. Диспуты: суды - защиты.
3. Олимпиады-соревнования.
4. Нестандартные практикумы.
5. Создание творческого продукта.
6. Уроки по нескольким предметам сразу.
7. Обобщение - итог - разбор.

Нестандартные практикумы - форма очень важная для средней школы. Дети не имеют еще достаточного внутреннего обоснования для изучения идеальных систем. Они хотят изучать и щупать своими руками реальный мир. Например, использование в физике школьных вольтметров вызывает недоумение: в реальном мире пользуются тестерами и другими цифровыми измерителями, и умение работать с ними - очень важный навык, по крайней мере, для парней. Поэтому мы в Пакетах стараемся делать много нестандартных практикумов: например, в пакете "Клондайк" мы водили 6 класс реально мыть "золото" во дворе школы и на этом объясняли суть понятий "вес" и "россыпное месторождение", а в пакете "Силы и механизмы" разбирали старый двигатель от автомобиля.

Наибольший интерес и у ребят, и у преподавателей с точки зрения воспитательного процесса вызывают так называемые Ролевые игры.

Главная задача игроков в Ролевой игре узнать-изучить законы придуманного мира и понять, как можно их использовать для достижения поставленных целей Ролевые игры модель жизни, и именно в них создается возможность и необходимость применения теоретических знаний на практике.

Суть остальных видов Форм видна из их названия.

Административные игры или правила организации жизни.

"Принцип подвижности" или "система пинг-понга" заключается в том, что в процессе обучения мы вводим или отменяем какие-либо административные правила в зависимости от ситуации в классе и поведения детей.

Воспитательная система "свободы и самоуправления" включает в себя два момента.

Момент первый: убраны все формальные способы давления на детей.

В этом возрасте (11-16 лет) практически все дети начинают очень остро чувствовать фальшь в любом виде и активно противиться ей - первое проявление юношеского максимализма.

Поэтому необходима четкая обоснованность всех положений и правил, регламентирующих жизнь и взаимоотношения детей и преподавателей. Формальные обязательные правила, опирающиеся на позицию "я взрослый, а ты ребенок, поэтому ты должен..." или "так принято, значит это обязательно...", должны быть сведены к минимуму, а лучше вообще убраны: весь кодекс поведения и регламент жизни должен возникать в процессе работы, в результате анализа и рефлексии. Основное обоснование такое: если преподаватель реагирует формально - то и ребенок будет учиться формально. А если преподаватель искренне "болеет" за знания, он сможет в нужный момент заставить сделать то, что надо: уговорить, убедить, доказать.

Например, дневники у нас просто отсутствуют. Заполнение дневников давным-давно превратилось в ненужную формальность, особенно при отсутствии оценок. Зато пару раз в разных классах мы вводили ЕЖЕДНЕВНИКИ, для того, чтобы научить детей планировать свою жизнь и дела. Так как этим пользуется большинство взрослых позиция препов была четко мотивированной. Но к форме дневника это не имеет никакого отношения!

Момент второй касается системы самоуправления. Очень важно, чтобы в изменении административных правил мог принять (и принимал) реальное участие каждый ребенок. Тогда последствия "давления сверху" будут минимальными, и дети смогут действительно научиться и самоорганизации, и самоконтролю, и выбору верного решения. В нашей системе дети имеют возможность поменять любые административные правила и ввести свои, если они аргументировано объясняют свою позицию. И не важно, что путь оказывается иногда ошибочным - на ошибках тоже учатся, а как ввели так и исправим.

Изменчивость административных правил вовсе не означает их отсутствия. Ниже приведен набор некоторых стандартных правил, которых мы обычно придерживаемся в течение года.

2. Организация учебного процесса.

Распорядок дня.

Начало учебы в 9-00, так как большинство учеников ездит издалека. Всего каждый день проводится 3 пары: 900 - 1040, 1100-1240, 1330-1500.

На каждой паре предусмотрено время на дополнительные перерывы, если они необходимы. Преподаватель может сделать в течение пары 1 перерыв, может 3, а может вообще не делать - если дети на это согласны. Очень часто, если урок действительно интересен, дети не хотят прерываться. Основной принцип: перерыв делается не по времени, а по результатам и ходу работы: или когда закончили какое-то определенное задание, или когда сильно устали, или когда "не идет" и надо попробовать переключиться - в общем, в тех же ситуациях, в каких позволяет себе отдыхать взрослый человек. Соответственно, конец урока также может быть нестрогим: работу надо доводить до конца! Начало следующих пар в этом случае также сдвигается и объявляется всем. Люфт для этого имеется - большой перерыв. Это неудобно преподавателям - иногда приходится ждать и приходить надо раньше, однако крайне важно с учебно-воспитательной точки зрения.

После второй пары предусмотрен специальный большой перерыв.

Во время этого перерыва чаще всего происходят какие-либо физкультурные занятия - для разрядки. Это и игра в футбол (всем вместе), и тренировки по театральному фехтованию, и всевозможные эстафеты. Таким образом, поддерживается определенная идеология: физкультурой надо заниматься каждый день (а не 2 раза в неделю) и на физкультуре надо максимально активно двигаться, а не стоять в ожидании чего-либо и не бегать кругами "спустя рукава".

Должно хватать времени и на обед. Дети сидят в школе долго - кто на дополнительных, кто на кружках, кто на внешкольных мероприятиях. Часто бывает так, что расходимся уже под вечер. Поэтому обед крайне необходим.

После трех пар происходит уборка помещений, и около 16-00 начинаются дополнительные занятия для желающих и отстающих. Примерно в это же время начинаются все внешкольные мероприятия и школьные кружки, так что перед детьми встает выбор: или сидеть на дополнительных, или заниматься интересными делами. Эта ситуация является очень важным воспитательным моментом в нашей системе.

Система зачетов.

Для контроля успеваемости и качества прохождения материала вводятся ЗАЧЕТЫ.

Зачет - итоговая работа по пройденной теме. Каждая тема-блок в каждом предмете должна быть завершена зачетом - чтобы снять объективный результат.

Прежде всего, преимущества Зачетной системы в том, что в доверительной неформальной беседе есть возможность понять причины неуспешности и показать это ребенку. На зачете проверяется весь объем знаний и навыков по теме! Поэтому сдать зачет гораздо труднее, чем получить какую-либо оценку.

Зачетные сессии проводятся 1-3 раза в четверть (примерно раз в месяц). Расписание, формы зачетов и темы известны детям заранее.

Система уровней и идеология максимума.

Именно в средней школе у ребенка наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности. Знаний уже достаточно, чтобы интеллектуально творить, но еще маловато, чтобы "интеллектуально захлебнуться". Поэтому в первую очередь встает задача интеллектуального самоопределения.

Главное преимущество зачетной системы с точки зрения мотивации знаний и обучения - отсутствует единая сравнительная шкала и, соответственно, повод успокаиваться на достигнутом. В неформальной обстановке проведения зачета одно и то же задание для одного ребенка можно сделать ключевым-итоговым, а для другого - разминочным перед серьезным разговором. Часто оценивается прежде всего не уровень знаний на данный момент, а насколько человек вырос и "поумнел". Тогда из каждого можно выжать его максимум в данной области и действительно оценить его способности. И внешнего повода для превосходства нет - зачет он и есть зачет - убираются комплексы "отличника" и "двоечника".

Для обеспечения дополнительной мотивации роста и обучения детей с разными способностями и разным начальным потенциалом вводится некоторая условная градация. В обучении можно выделить 3 качественно разных уровня:

- элементарный: выполнение заданий по алгоритму,

- стандартный школьный: понимание основных законов и умение ими пользоваться,

- олимпиадный: интуитивно-логическое умение решать нестандартные задачи и саморазвиваться в данной области.

При этом на каждом уровне степень глубины освоения материала может быть также существенно различной. Дети к этому быстро привыкают и действительно стараются показать свои способности - не стыдно быть слабее, стыдно быть халтурщиком.

Система самоподготовки.

Существующая система домашних заданий все больше себя дискредитирует. Очень часто домашние задания либо переписываются у других, либо выполняются второпях на переменках. Для большинства домашних заданий по стандартным учебникам выпущены решения, что превращает сами задания в формальность и откровенную профанацию.

С другой стороны, умение работать самостоятельно и в одиночку детям необходимо. Для этой цели мы используем комбинированную систему, включающую в себя несколько вариантов самостоятельной работы детей.

1. Домашние задания.

В принципе, по целям и характеру работы можно выделить четыре типа стандартных домашних заданий.

Первое - задания на отработку навыка и проверку усвоения материала. Наиболее распространенный вариант, который как раз нормальные дети и пропускают: я и так все понял!

Второе - сложные задачки олимпиадного характера "на подумать". Даются редко, выполняются от случая к случаю: учителю эти задания на уроках, как правило, разбирать некогда, а если решение никому не интересно тогда и решать незачем.

Третье - реферативные задания по обработке информации. Сама система рефератов хороша, но на нее опять же не хватает времени: чтобы ребенок написал хороший реферат, учитель должен этот реферат не один раз прочитать и не один раз его с ребенком обсудить.

Четвертое - творческие задания: нарисовать что-либо, написать сочинение и т.д.

Мы в своей работе от первого типа практически отказались. Стандартные обязательные для выполнения домашние задания остались для "хвостатых" детей, с дополнительной мотивировкой: не сделаешь сам - не пересдашь зачет. Для всех других детей невыполнение домашних заданий не влечет за собой никаких административных последствий.

Остальные три типа мы активно используем, хотя и не очень часто по тем же причинам, что и в обычной школе.

Второй тип поддерживается системой заочных олимпиад.

Третий тип - не рефераты, а на первых порах поиск интересной информации, причем у каждого может быть свой кусочек для коллективного реферата или газеты.

Четвертый тип активно используется для подготовки пакетов.

2. Система Листков.

Листок это набор заданий разного уровня сложности, охватывающий материал всей новой темы. Листки раздаются перед началом прохождения новой темы, тогда у ребят будет дополнительный интерес на занятиях: мотивационная заброска "вперед"!

Листки создаются прежде всего для того, чтобы ребенок мог сам оценить свои знания и свою подготовленность к зачету по данной теме. Они обеспечивают самостоятельную подготовку ребят, но не являются аппаратом обязательного принуждения и формального давления!

Преподаватель обязан поработать с ребенком на дополнительных, если тот принес решенные задания из Листка, и хочет их разобрать. Часть Листков может быть проработана на уроках во время прохождения темы. В случае несдачи зачета по тем же самым Листкам определяется обязательное задание на отработку.

Предлагаемая программа не является "панацеей от всех бед", это всего лишь одна из попыток найти разумный компромисс между необходимым уровнем образования и существующей на данный момент в обществе системой ценностей, убрать отдельные недостатки и сохранить преимущества, сделать обучение в школе трудным, но ярким и интересным.

Комментарии

Вам не разрешено создавать комментарии. Для создания комментария зарегистрируйтесь на сайте.